Удар по премьер-министру

21 июля 2016

Малайзия как жертва информационной войны.

Событие почти невероятное: правительство США (точнее, лишь одно из ведомств такового) открыто работает на свержение премьер-министра Малайзии Наджиба Разака. Он фактически лично обвинен в коррупции, и ниже я расскажу об этой истории чуть подробнее.

Но сначала сделаем длинное отступление. Оно касается информационной артподготовки к нынешним событиям, которая говорит о многом, сама по сути служит уликой.

Читатели, наверное, заметили, что на этом сайте минимум политики, в том числе внутренних малайзийских дел и внешнеполитических маневров вокруг этого государства. Другое дело, когда политика влияет на экономику.

Посмотрим на публикацию в газете «Нью Стрейтс таймс» Идриса Джалы, сенатора, в ранге министра департамента премьер-министра. Она была накануне нападения на самого премьера. Идрис отвечает на колонку Уильяма Песека на сайте агентства Блумберга. Песек демонстрирует довольно типичную для западных СМИ методику широких мазков и грозных выводов по поводу стран, в которых автор, совершенно очевидно, ничего не понимает.

И вот эти общие определения Песека: Малайзия переживает экономическое несчастье, затянувшийся период медленного роста, вызванный политикой, основанной на расовом факторе, которая душит инновации, порождает «экономику дружков» и отталкивает транснациональные компании.

Идрис Джала отвечает «эксперту» фактами. Например, о том, что между 2009 и 2014 годом ВВП Малайзии вырос на 47,7%, что рост экономики в прошлом году (когда бюджет пострадал от падения мировых цен на нефть) превысил 6%, а в предстоящие 4 года, по оценкам ОЭСР, Малайзию ждет ежегодный прогресс минимум в 5,6%. Это называется «медленный рост»?

Далее – от общих цифр и процентов к частностям. Частный сектор ставит рекорды инвестиций, за последние 5 лет их рост оказывался в среднем в 2,5 раза больше, чем в предыдущие годы. Финансовая политика постоянно сокращает дефицит бюджета и внутренний долг, по этим показателям Малайзия выглядит лучше США, Великобритании, Франции, Японии и Сингапура.

И совсем уж конкретно то, что касается повседневной жизни людей: после 2009 года Малайзия покончила с бедностью, 2,9 миллиона человек покинули ряды «абсолютно бедных», теперь таковых там меньше 1%, то есть фактически их нет. С того же года доход нижних 40% населения ежегодно рос на 12%, то есть обгонял ВВП страны в целом.

Постоянное упоминание 2009 года не случайно. Это начало правления Наджиба.

Наконец, насчет транснациональных компаний, политики предпочтения малайцам и прочего – здесь в письме сенатора тоже есть конкретные факты. Наш сайт такие факты тоже предоставляет читателям на регулярной основе.

Так что же мы наблюдаем – удар по премьеру Малайзии, или удар по Малайзии в целом?

Вот как подает нынешние события любимая газета американских финансистов «Уолл-Стрит джорнел». Американские прокуроры, говорит она, напрямую связали премьер-министра Малайзии, ключевого союзника США в Азии, с сотнями миллионов незаконно присвоенных долларов. В минюсте США заявили, что через фонд 1Malaysia Development Bhd., или 1MDB, удалось отмыть 1 миллиард долларов, а также присвоить еще более 3 миллиардов долларов. Фонд основал премьер Малайзии в 2009 году для стимулирования экономики страны.

По утверждению минюста, деньги, выведенные из фонда и направленные обратно в США, использовались для операций с недвижимостью, покупки самолета и произведений искусства, а также для финансирования съемок фильма «Волк с Уолл-стрит».

Особенно хорошо известно обвинение премьер-министра в том, что 700 миллионов долларов были переведены из 1MDB на его личный счет в 2013 году во время предвыборной кампании.

То, что дело совсем не так просто, как говорят американские прокуроры, видно как раз благодаря классической для США информационной артподготовке – в том числе на сайте Блумберга. Это же американская классика – создание негативного информационного фона вдобавок к юридическим акциям ведомств. Не было бы подобных откровенно заказных публикаций, картина с «коррупцией» выглядела бы проще. А сейчас обратим внимание на заявления малайзийской прокуратуры о том, что никакого «присвоения» денег не было.

То, что американские обвинительные акты регулярно оказываются откровенным враньем – совсем не новость. И в этой истории есть все признаки того же самого.

Вспоминается слышанное мной на какой-то конференции высказывание: быть противником Америки плохо, но куда хуже быть ее союзником. Кто-то мог бы подумать, что правительство Наджиба у США как раз на хорошем счету, с учетом его активной позиции по части присоединения Малайзии к Транстихоокеанскому партнерству (заметим, Таиланд или Индонезия туда не так уж спешат). И тем не менее…

Есть соблазн рассматривать происходящее с точки зрения внутриполитической борьбы в Малайзии. Но самое дикое воображение не допустит, чтобы на Америку работала команда бывшего премьера Махатхира Мохамада, формирующая сейчас многорасовую оппозиционную партию. Да, эта команда активно использует странную историю с 1MDB – а какой оппозиционер ее бы не использовал?

Что касается внешней политики, то нынешнее малайзийское правительство может показаться кому-то в США чересчур прокитайским. Но где гарантии, что следующее будет еще более проамериканским, чем кабинет Наджиба?

И самое главное. Было бы большой ошибкой считать, что в своих внешнеполитических акциях нынешние США безупречно эффективны и непобедимы. Чаще оказывается, что страны типа Малайзии там отдают на откуп какой-то относительно мелкой группе компаний и двум-трем ее лоббистам в официальных структурах. Так было, в частности, с Украиной (провальную политику в которой задумало и вело поначалу «семейное предприятие» всего лишь зам. госсекретаря Виктории Нуланд). В результате большие проблемы у США возникли уже на президентском уровне.

Мои выводы из этой истории следующие: ни в коем случае не воспринимать американские акции против Малайзии как рациональную политику, основанную на фактах и неопровержимых уликах. И не думать, что США удастся много выиграть от этой истории, даже если премьеру придется уйти.