Звери нас сближают

21 апреля 2016

Россия и Малайзия - в числе немногих стран мира, называемых родиной тигров.

В общении россиянина с малайзийцем есть проблема: мало знаем друг о друге, не о чем говорить, кроме дела. А это не всегда уместно. Разговор на отвлеченные темы превращается в обмен монологами – каждый рассказывает про свою страну, что тоже не идеальный вариант. Поэтому полезно знать, какие существуют объединяющие темы для разговора, по сути точки соприкосновения.

Это, конечно, международный спорт. И еще – религии: очень легко найти общее в стилях жизни между православием и исламом, или по крайней мере сойтись на том, что они обе никак не похожи на католицизм или американский протестантизм. А еще? Война в Сирии – здесь следует проявить осторожность. Балет Большого театра? Вряд ли малайзиец поддержит разговор.

Так вот, среди прочего две наши нации объединяет то, что мы – родина тигров, и очень уважительно к этим зверям относимся. У Малайзии тигр даже является частью герба страны.

Всего в мире живет 3 890 диких тигров, а еще 5 лет назад было 3 200, сообщает длинный авторский материал в куала-лумпурской газете «Стар», написанный менеджером местного отделения WWF - World Wide Fund for Nature, Всемирного фонда дикой природы. Офис такового располагается рядом с Национальным музеем по пути с юга на север столицы через Дута-роуд.

Сколько же из этих 3 890 особей – малайзийские? Материал в газете, собственно, для того и написан, чтобы сказать: Малайзия обязана, наконец, сделать то же, что и другие «тигровые» страны – провести перепись полосатых хищников, тем более что деньги на это уже выделены. То же относится к соседним Индонезии, Мьянме и Таиланду. Тогда будет яснее и численность мирового поголовья полосатых хищников.

Пока что оценка для Малайзии – между 250 и 340 диких тигров. Это притом, что на них там нелегально охотятся, и с 2000 по 2012 годы полиция захватила части тела 94 животных, в основном применяемые в традиционной медицине.

Столетие назад тигров в стране было несколько тысяч. Избавиться от них постарались британские колонизаторы. Позволю себе удовольствие процитировать отрывок из романа «Амалия и генералиссимус» российского автора под псевдонимом Мастер Чэнь. Действие в книге происходит в 1932 году в Куала-Лумпуре.
« - Но продолжайте, господин Робинс – что там насчет тигров в Куала-Лумпуре?
- А тигры, - с удовольствием продолжил он, - сейчас как-то застеснялись. Возможно, им не нравятся авто на дорогах и прочие новшества. Последнего тут видели год с лишним назад, в сезон дождей. Его несла река мимо малайского храма и китайского рынка, прямо в Малаккский пролив, если, конечно, он не сумел до того выбраться на берег. С тех пор – ничего. Но когда я был таким, как вы, Джереми, то тигры здесь славно кое-кого поели. Особенно, знаете, в районе Куала-Лангара. И еще Куала-Кубу. Но вам, Джереми, вне всякого сомнения предстоит с ними встретиться. По долгу службы. Раз уж вы приехали в такую страну, где живет жуткое зверье, наливают змеиные коктейли, люди мучаются от малярии… А вы охотник, Джереми?
- Э-э-э, ну…
- Пятьсот долларов вам придется заплатить за право уложить слона или буйвола, но тигры – бесплатно. Зато придется нанимать охотников, носильщиков, и ведь ружья тоже нужны. Наше с вами жалованье не располагает, если только вы не решите стать китайским предпринимателем. Да, нужен ведь еще и охотничий костюмчик. Я бы сказал, что госпожа де Соза одета сегодня вот точно для охоты на тигра. Одних карманов штук десять, войдет уйма патронов, и эти очки, и шорты ниже колена – все вместе внушает уважение».

В Куала-Кубу я был в январе, город находится примерно в 100 километрах от Куала-Лумпура на северо-восток, по дороге на Камеронские холмы. Там начинаются непроходимые леса, занимающие практически всю середину Малаккского полуострова.

Малайзия и Россия вошли в контакт по тигровой теме в ноябре 2010 года на знаменитом Тигровом саммите в Санкт-Петербурге. Там были поставлены задачи удвоить мировое население этих диких хищников к 2022 году (году Тигра). Для этого разработано множество методических рекомендаций и программ, включая защиту оленей (главная пища тигров), перепись звериного населения, выращивание тигров в неволе и запуск их в лес.

Конкретно Малайзии касается программа, по которой нельзя разделять плантациями, застройкой или иными способами центральный лесной массив страны, тот самый, который начинается от Куала-Кубу. Звери должны свободно перемещаться по своей территории.

Что же касается России, то она не зря стала хозяйкой и инициатором Тигрового саммита. Наша, она же китайская, амурская порода чуть не вдвое больше по весу малайзийской. В 1930-е годы она чуть было не исчезла, по крайней мере на территории СССР оставалось до 30 зверей. Сегодня их 500, благодаря действию программы «Амурский тигр».

Не забудьте рассказать вашим малайзийским собеседникам историю, как наш президент приезжал (неоднократно) в заповедник на берегах Амура и поцеловал там в вольере только что усыпленную для медицинского обследования тигрицу. Обследование прошло хорошо, а тигрица вскоре обзавелась потомством, которое затем начали приучать к лесу.